В ответ на ненависть

Мир стал свидетелем очередного теракта, совершенного на почве антисемитизма. 27 октября были застрелены прихожане синагоги в Питтсбурге. Застрелены на молитве, в святой для нас день субботы. При этом террорист кричал: «Все евреи должны умереть».

Первый вопрос, который приходит в голову: какие были побудительные причины у этого убийцы? И если поставить вопрос шире: откуда вообще берется такая лютая ненависть к «другому» — другому народу, другой вере и так далее?

Причин для личной ненависти тут нет — те, кто сидит в зале и молится, то есть общаются с Б-гом, никак не могли что-то сделать против этого убийцы. Кстати, как раз в этот момент они праздновали рождение ребенка у одного из членов общины. То есть — люди пришли радоваться новой жизни, а этот бандит пришел уничтожить жизнь.

Тем более нет причин для религиозной ненависти. Кто верит в Б-га, тот понимает, что жизнь человеку дает Б-г, и никто не имеет права ее отнимать. И вообще — вера в единого Б-га ориентирует человека на любовь и добро, потому что Б-г это любовь и добро!

Остается одно объяснение: убийцу так воспитали. Не сумели объяснить, что ни у кого нет права убивать людей.

Вы возразите, что про 10 заповедей все-таки все знают. Может быть, все знают — но, к сожалению, не все помнят. Посмотрите вокруг: факты таковы, что сегодня в мире всё больше злости, всё больше ненависти. Мы это видим даже в самых цивилизованных и демократических государствах — во время избирательных кампаний, в речах многих политиков и разных популярных личностей. Тем более — в социальных сетях. К сожалению, даже в школах и университетах. Вспомните недавнюю трагедию в керченском колледже.

Вот здесь, мне кажется, корень нашей беды. Речи, которые были недопустимы раньше, сегодня если не легитимизируются, то допускаются во имя «свободы самовыражения». Сейчас господствующая точка зрения в цивилизованных странах заключается в следующем: у человека всегда есть право говорить, что он думает. Даже если он думает отвратительные и злые вещи.

Но беда в том, что грань между «говорить зло» и «делать зло» очень тонка. Когда человек считает себя вправе сказать, что «все евреи должны умереть» — он очень быстро придет к убеждению, что у него есть «право» убить еврея. Что он вправе проливать кровь других людей. Наш народ в прошлом веке пережил холокост — он ведь тоже начинался со слов, с выступлений, с призывов. А закончился газовыми камерами и печами крематориев.

Тогда вопрос: что делать? Что должны делать правоохранительные органы, суды, государство в целом — это понятно. Это, я думаю, они и сами понимают, и мы это слышим в первой реакции на преступление в Питтсбурге. Но я хочу поставить вопрос иначе: что должен делать каждый из нас?

Я думаю, что прежде всего надо делать противоположное тому, что делают террористы. Их задача — сеять ненависть: мы должны добавить любви в этот мир. В конце концов мы все дети единого Б-га, а значит, должны найти взаимопонимание.

Их задача — сеять страх: мы должны открыто демонстрировать каждый свою культуру, свою веру, свои ценности.

И главное: они несут в мир зло — а мы должны добавить добра! Когда мы делаем добро — у нас улучшаются отношения со всеми вокруг! И даже если есть разногласия, мы всегда можем найти то, что нас объединяет.

Главное — всегда помнить, что самый ценный подарок, который мы получили от Б-га, после дара жизни — это дар любви. Это начинается внутри человека, в нашей душе — но потом обязательно распространяется на семью, общество, страну, мир.

Автор — главный раввин России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: iz.ru

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.